Царская семья: последние дни, расстрел, обретение останков
Новые книги о Царской семье
АРЕФА
valid xhtml
valid css

Убийство царской семьи было не ритуальным, а политическим


С 1993 года расследованием убийства семьи Николая II занимается старший следователь по особо важным делам генеральной прокуратуры РФ Владимир Соловьев. В год 90-летия трагических событий в доме Ипатьева в здании следственного комитета Генпрокуратуры состоялась беседа Владимира Николаевича с корреспондентом "Интерфакс-Религия" Артуром Приймаком.


- Как проходила работа следствия, и каковы окончательные итоги его работы? На какие неизвестные обстоятельства того времени Вам удалось пролить свет?

- Следственной комиссии как таковой не было. И на предыдущем этапе, с 1993 по 1998 годы, когда я вел уголовное дело, и сейчас следственная комиссия состоит из меня одного. Обнаружение останков в 1991 году и нынешнее дело составляют единое целое. Мы в свое время тщательно изучили различные архивные материалы, связанные с идентификацией, и сегодняшняя работа - это подтверждение тех идей, которые у нас были. Основой, конечно, были советские документы - материалы Юровского, воспоминания и записки его соратников, в которых встречаются фразы типа таких: "да, тогда мы сожгли двух человек", и указывается примерное место расправы.

Алексея и Марию мы активно искали с 1991 года. Вернее, когда деньги были, мы искали активно, когда финансирование прекращалось, прекращались и поиски. Честно признаюсь, к 2005 году мы начали терять надежду на то, что останки будут найдены. Слава Богу, нашлись люди, которые правильно подошли к нашей проблеме, и поиски продолжились. В конечном итоге останки были найдены.

- Сталкивались ли Вы во время своей работы с альтернативными, нестандартными версиями расправы над членами царской семьи ?

- Конечно, была масса разнообразных версий. Версия номер один - царскую семью не убивали вообще. Первым исследователям приходилось доказывать, что была убита именно царская семья, а не какая-либо другая. Также фигурировали версии, что убит был якобы один только Николай II, либо были убиты только царь и слуги. Доказать то, что были уничтожены все члены царской семьи вместе со слугами, смогли сначала Иван Сергеев (следователь Екатеринбургского окружного суда, расследовал убийство семьи Николая II с августа 1918 по январь 1919 гг. - "ИФ"), а потом Николай Соколов (следователь по делу с 1919 по 1924 гг., автор книги "Убийство царской семьи" - "ИФ").

Сейчас приходится проверять все версии. Каждый день ко мне приходили письма, и сегодня в общей сложности более 50 человек утверждают, что они родственники царской семьи, оставшиеся в живых, или знают подлинные обстоятельства тех событий - сами или через кого-то. Все эти версии были тщательнейшим образом проверены. Среди прочих была версия, что вместе с семьей Николая II расстреляли семью некоего купца, останки захоронили в разных местах, и следствие обнаружило именно семью этого купца, а не царские останки. Говорили также, что трупы перемешали, часть попала туда, часть сюда...

Версий был миллион, если не больше. Была оригинальная версия, что головы членов царской семьи якобы отрезали, отвезли в Москву, где показали Ленину. Но одна из самых "модных" - о ритуальном убийстве царской семьи. Ее надо было или опровергнуть, или подтвердить. Следствие рассмотрело все обстоятельства, изучило и национальность, и судьбы цареубийц, в общем, подняли все то, что можно было поднять. И никаких данных по ритуальному убийству обнаружено не было. Даже описания ритуальных убийств, которые имеются у Даля и других авторов, в эту схему убийства не укладываются. Лично я пришел к профессиональному выводу, что убийство царской семьи было не ритуальным, а политическим. И, на мой взгляд, наиболее подлинной из многочисленных версий является версия Соколова-Дитерихса (генерал Михаил Дитерихс лично курировал следствие, проводимое Н.Соколовым, - "ИФ"), что царскую семью расстреляли, потом вывезли в район Ганиной Ямы, где и сожгли.

- Как в ходе работы у Вас складывались отношения с представителями Церкви, с которыми неизбежно приходилось вступать в контакт?

- По-разному. Из более чем 700 интернет-статей, которые я просмотрел по делу царской семьи, около 650 написано против меня. Все эти материалы объединяет чрезмерная политизированность, три четверти статей отстаивают версию о "ритуальном убийстве" и обвиняют следствие в желании "заморочить людям головы". Из общего корпуса публикаций я выделяю материалы священнослужителей, которых лично считаю трезвомыслящими людьми, а в отдельную группу заношу статьи некоторых "православных" авторов, где объявляюсь "жидомасоном", на одно информационное обеспечение своей деятельности получающим более 500 миллионов долларов в месяц.

Некоторые люди сомневаются в нашей работе. До последнего времени выражал такое сомнение Святейший Патриарх, и это сомнение, на мой взгляд, во многом было обусловлено сведениями тех людей, которые докладывали Патриарху о ходе нашей работы. Насколько можно судить, последние доклады Патриарху, датированные концом апреля этого года, сделаны людьми абсолютно некомпетентными. Докладывали доктора медицинских наук, которые вблизи не видели экспертиз, совершенно не были знакомы с методиками, не встречались ни со мной, ни с кем-либо другим из членов экспертной группы. Подошел такой "эксперт" к Патриарху, бойко отрапортовал что нужно, а потом выложил фотографии, где он рядом со Святейшим. На этом его функция исчерпана. Мои призывы к тому, чтобы в расследовании приняли участие православные ученые, к сожалению, не нашли отклика. Но надежд я не теряю. На последней пресс-конференции я призвал ученых проявить внимание к этой теме, а желающих работать по ней всерьез - быть с нами с постоянных контактах, знать о фактах не понаслышке, а непосредственно работать с ними.

- Трагедия царской семьи уже долгое время является поводом для различных спекуляций - и научных, и политических. Были ли подобные прецеденты в этом году, и какова была Ваша реакция на них?

- Как Вам сказать... Приходит японец Тацуо Нагаи. Может быть, он великий ученый, но его имя никому в мире не известно. Он говорит: "Нет, это не царская семья!" и тут же делает себе большую рекламу, а весь мир ахает: "О, Тацуо Нагаи!" Или Лев Животовский, математик, который никогда не занимался экспертной деятельностью... Настоящие православные ученые оказываются в тени моих нынешних оппонентов - Вадима Винера, который в свое время пестовал Нагаи, Ольги Куликовской-Романовой, которая ничего в этом не понимает, поскольку ничего не заканчивала, но при этом позиционирует себя как главный специалист по данному вопросу. Она что, учила генетику, или она историк? Лично я не видел ни одного автографа Куликовской-Романовой ни в одном архиве. А есть Людмила Анатольевна Лыкова, защитившая докторскую диссертацию именно по материалам Соколова, но кто о ней знает? Она на сегодняшний день главный специалист по делу царской семьи, но пустые сосуды громко гремят, и только поэтому они на слуху.

Желающий работать по теме царской семьи должен общаться с профессионалами, настоящими историками, архивистами. Мой главный оппонент, историк и церковный археолог Сергей Алексеевич Беляев, тоже не является специалистом в этой области. Он утверждает, что генетическая экспертиза была сделана "не так". Но простите, Сергей Алексеевич, где хотя бы одна заметка в научном журнале, подтверждающая, что Вы хоть что-то понимаете в этой генетике? Да, он историк, археолог, но он специалист по Византии Х-XI веков, то есть в совершенно другой области. Мой эксперт Мироненко Сергей Владимирович - директор Центрального государственного архива РФ и одновременно заведующий кафедрой истории России конца XIX - начала ХХ веков в МГУ, и этим подразумевается узкий период, которым он занимается и где является крупным ученым. Естественно, что такой человек ответственно подойдет к порученному делу. А если я, крупная величина в генеральной прокуратуре, подойду сейчас к какому-нибудь юрисконсульту по цементной промышленности и начну давать советы, он имеет полное право мне сказать: "Владимир Николаевич, Вы "занимаетесь" убийствами, так идите и советуйте по убийствам". Мне интересны рецензии, критика, но если она исходит от профессионалов.

К сожалению, как я сказал раньше, по делу Романовых Святейшему докладывают случайные люди, которые в возложенном на них деле ничего не смыслят. Например, подходит доктор медицинских наук, у которого кафедра, лаборатория, и начинает критиковать работу экспертов Соловьева. Естественно, Святейший верит этому доктору наук, так как у того степень. Но проблема в том, что мы с ним занимаемся разными генетиками, и своим специалистам по идентификации я доверяю больше, чем какому-нибудь специалисту по раковым опухолям.

Среди тех, кто занимается царской семьей, принято заявлять какие-то вещи наподобие таких: в 1946 году заместитель Берия Кобулов приехал в тогдашний Свердловск, вскрыл царское захоронение и положил туда другие кости. Встает вопрос: скажите, из какого источника Вы взяли информацию? И выясняется, что источником является екатеринбургская бульварная газетка, которая радостно трубит о "документах, которые закрыты навсегда в архивах КГБ". Дискуссия идет на уровне человека, который отрицает существование материка Антарктида. Мы ведем споры, имея на руках документы, а нам говорят, что мы врем... Не хотят - пусть не верят. Великий писатель Лев Толстой не верил в существование микробов, или в то, что Земля круглая, и что? Он не был специалистом ни по микробам, ни по физике или астрономии, но он был и остается великим писателем.

- Как Вы полагаете, какие именно проблемы, связанные с царскими останками, встанут в ближайшее время на повестке дня?

- Мы сделали свою работу. А что касается вопросов, здесь уместна аналогия с испытанием новой модели самолета. Он полетел, сделал мертвую петлю и дальше пошел в эксплуатацию вплоть до того момента, как с ним что-то случается. Мы свои результаты направляем крупнейшим мировым специалистам, тридцати независимым экспертам, которые очень внимательно их изучат. Если мы допустили какие-то методические или фактологические ошибки, результаты отправятся на доработку. Если работа не будет признана, мы покорно поднимем руки и скажем мировой общественности, что мы ее обманывали. Надеюсь, что этого не произойдет, так как этим вопросом занимались серьезные ученые, специалисты, профессионально подошедшие к возложенному на них делу.

Нас ожидает еще одна экспертиза, так как обнаружена подлинная рубашка Николая II. Мы ее будем сравнивать с образцом, который находится в Эрмитаже. Там следы крови императора еще с тех времен, когда он был цесаревичем и, будучи в Японии, получил удар саблей от местного стража порядка. Отсюда пошло выражение "японский городовой". Мои эксперты постараются извлечь генотип, и дальше мы будем буквально сравнивать "Николая с Николаем". Если выяснится, что рубашка не принадлежала царю, или если не удастся извлечь генотип, то в случае рецензирования уже выполненных нами работ можно будет говорить, что обнаружена подлинная семья Николая II, во всяком случае, его дети Мария и Алексей.

- Согласны ли Вы с идеей политической реабилитации царской семьи?

- У меня было вынесено постановление о прекращении уголовного дела, так как налицо были политические репрессии в отношении последних Романовых. Юристы судят о чем-либо, опираясь на нормативные документы, экспертные материалы. Но все дело в том, что многих важных документов до сих пор нет, к примеру, подлинника решения Уральского совета о расстреле. Было бы хорошо, если бы кто-нибудь из представителей власти призвал признать царскую семью невиновными. Не выявлено ни одного поступка, за который царя и семью можно было бы привлечь хотя бы к домашнему аресту.

Я буду говорить сейчас только о том, что касается факта расстрела. Убежден, что царь подлежит реабилитации, так как налицо политические репрессии по отношении к нему. Что касается царевен и цесаревича, то какая здесь может быть реабилитация? Никакой, так как они были убиты без вынесения каких-либо решений. Они, а также повар или лакей являются жертвами, и те, кто их убивал, прекрасно это понимали. Исполнители негласного приговора над невиновными - преступники, и в отношении них уже есть постановление о признании их преступниками, независимо от того, сохранились ли какие-то бумажки или нет. Во многом в юридической среде идет соревнование бумаг, одной против другой. У представителя великой княгини Марии Владимировны Германа Лукьянова каких-то бумаг банально недостает. Я надеюсь, что какое-то политическое решение по вопросу о царской семье будет принято.



10.08.2008